Практическая психология - что это и с чего начинается

Psychology
Автор Mind Breaker
Для начала, надо понимать, что названные негативные обстоятельства – это не что иное, как продукты искусственных неосознанных ментальных (психологических) барьеров (иногда их называют комплексами), которые интегрированы в структуру нашего сознания и которые способствуют реализации именно негативных жизненных сценариев.

Вспомните популярный в свое время фильм «Матрица» (часть первая), сцену, где Neo (Киану Ривз) в виртуальной программе-тренажере для прыжков пробует перепрыгнуть с крыши одного небоскреба на крышу другого. Morpheus (Лоуренс Фишберн) перед прыжком говорит – освободи свой разум, Neo! За этим по мониторам следят члены команды и между ними разгорается спор, сможет или не сможет Neo «прыгнуть». Кто-то верит в его исключительность и говорит, что сможет, кто-то говорит, что ни у кого не получалось с первого раза и потому не сможет.
В итоге, у Neo все таки не получается и он падает на почти настоящий асфальт к подножию небоскреба. В чем показателен сюжет данной сцены? Во-первых, на его примере можно четко проследить параллель между нашим «обычным» исключительно механическим миром, в котором мы все с Вами живем или даже существуем по привычке, на основе устоявшихся шаблонов поведения и сложившегося распорядка (дом-работа-дом-книга (хорошо, если не телевизор)-сон, затем – по кругу) – по аналогии с фильмом, миром Матрицы и миром или состоянием, в котором каждый из нас может «освободить свой разум» и получить свободу выбора и изменения того стиля, ритма или распорядка жизни, который сам захочет.
Во-вторых, как и в фильме, для выхода за рамки категорий Матрицы в реальной жизни не достаточно переключить какой-нибудь ментальный тумблер, чтобы в момент «освободить разум» и сбросить ментальные или психологические оковы (ограничивающие убеждения и стереотипы). По крайней мере, автору данной статьи такой тумблер не известен, а если бы и был известен, то вряд ли был бы тут так просто раскрыт, разве что за очень большие деньги и подписку о неразглашении ☺. Любой процесс, тем более процесс обучения нуждается в системности.
Мы с Вами все ближе подходим к базовым и в то же время очень важным и действенным принципам прикладной психологии, даже ознакомление с которыми (не говоря уже о систематической отработке) в силах расширить сознание и предоставить возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами. Вы не можете найти работу или Вам не повышают заработную плату, у Вас нет близких друзей, потому что Вы считаете людей законченными эгоистами, не чуткими к Вашим проблемам, и потому обижены на них, Вас посещают внезапные приступы депрессии или раздражительности – часто (не всегда конечно, но в подавляющем большинстве ситуаций) все это решается гораздо проще, чем может казаться на первый взгляд с позиции шаблонного восприятия.
На одного мужика постоянно сыплются несчастья одно за другим: жена ушла, машина разбилась, квартиру обокрали, дача сгорела...
Упал он на колени и взмолился:
- Господи, за что!
Тут разверзлись небеса и громовый голос с неба:
- Ну не нравишься ты мне, не нравишься!!!
Для начала, надо понимать, что названные негативные обстоятельства – это не что иное, как продукты искусственных неосознанных ментальных (психологических) барьеров (иногда их называют комплексами), которые интегрированы в структуру нашего сознания и которые способствуют реализации именно негативных жизненных сценариев.
Психология в общем представляет собой систему знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования внутренних (психических) процессов и явлений (ощущения, переживания, воспоминания, эмоции, внутренние мотивации, память и т.д.), оказывающих непосредственное влияние на наше в Вами поведение.
Практическая психология сегодня – это часть психологии, направленная на прикладное применение ее знаний (приемов и способов) в процессе жизнедеятельности, а также коммуникации индивидов и их групп. В настоящее время одним из наиболее активных и популярных течений практической психологии является нейролингвистическое программирование (НЛП) – область практической психологии, разрабатывающая прикладные приемы и способы для построения моделей (моделирования) поведения успешных людей в целях обеспечения возможности воспроизведения достигнутых ими результатов в чем-либо.
Как и любая система знаний, НЛП имеет свои постулаты – общие правила, выведенные на основе наблюдения и выявления закономерностей протекания у людей тех или иных психических процессов. Значительную часть таких постулатов составляют так называемые пресуппозиции НЛП. Их довольно много и среди авторов соответствующей литературы нет единства в определении их четкого перечня. Однако в целях первого знакомства с данной областью практической психологии можно выделить и кратко остановиться на следующих шести:
  1. Карта – не территория.
  2. Не бывает поражений, есть только обратная связь.
  3. Человек не равняется его поведению.
  4. Человек всегда выбирает наиболее оптимальный и приемлемый вариант поведения.
  5. Мастерство – это эффективно используемая последовательность репрезентативных систем.
  6. Наиболее сильным является более гибкий элемент системы.


Давайте рассмотрим ситуацию (из личной практики), Вас на работе при посторонних людях отчитал начальник за проступок, который Вы не совершали. Хорошо это или плохо. На первый взгляд плохо, с Вашей точки зрения, и Вы думаете, что он не имел права так поступать и потому начальник законченный негодяй. Может быть здесь какая-то позитивная подоплека для Вас? – ДА, МОЖЕТ! Для этого нужно лишь вспомнить, что «карта не территория» и отступить на шаг назад, чтобы взглянуть на произошедшее (а лучше происходящее) в целом (со стороны виднее, как никак). Попробуем представить, что подвигло начальника на такие действия – это могла быть показательная сцена для присутствующих третьих лиц (с целью сохранения репутации начальника и как следствие всей компании за возможный прокол самого начальника в работе (не верьте когда Вам говорят, что начальники не ошибаются или не опаздывают, помните, что у каждого из них есть свой начальник) или с целью демонстрации «показательного наказания» для защиты подчиненного от увольнения уже за прокол самого подчиненного в работе). И объективных и субъективных причин позитивной направленности для такого поведения руководителя может быть масса.
Какова возможная реакция подчиненного, который не понимает истинной мотивации руководителя – стерпеть напраслину, но затаить злобу и чувство обиды (иногда – на весь мир!) или с пеной у рта начать доказывать, что он не виноват, а руководитель не прав и тем самым нанести ответный урон по репутации руководителя в глазах третьих лиц. Каковы возможные последствия такого развития событий – работник демотивирован, репутации руководителя и/или компании нанесен ущерб, работник или уволен, или лишен премии, или лишен перспективы потенциального карьерного роста.
Какое развитие могут получить события, если работник проявил гибкость, осознал, чем вызвано такое поведение начальника, и подыграл ему в постановке «спектакля» - начальник и компания сохранили лицо, работник продемонстрировал свою сообразительность и заработал очки в глазах руководства, имеет потенциал карьерного роста и/или материального вознаграждения.
Не поймите только данный пример как призыв «покоряться пращам и стрелам яростной судьбы» (из монолога Гамлета в переводе М.Лозинского) и всегда искать позитивную мотивацию в действиях людей, которые, бывает, вполне осознанно хотят причинить Вам неприятности. Поэтому иногда самым эффективным способом реакции в той или иной ситуации может оказаться и применение грубого физического воздействия.
Сидят два мальчика в песочнице играют. Один другому говорит:
- Скажи, лук!
- Лук.
- По лбу тебе стук!
Через некоторое время ситуация повторяется:
- Скажи еще раз, лук!
- Лук
- По лбу тебе стук.
Второй задумался, потом говорит:
- Скажи, чеснок!
- Ну, чеснок!
- По хребту лопатой НА-А!


Соответственно, приведенный пример лишь демонстрирует, что: (1) любая ситуация может иметь второе, третье (и до бесконечности) «дно», (2) субъекты коммуникации всегда a-priori воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, через призму своих личных «вводных», личных задач, а также с позиции своих личных внутренних эмоций. Поэтому наше восприятие ситуации всегда субъективно и не может соответствовать объективной картине, а потому, чтобы быть гибкими, мы можем лишь предполагать картину восприятия происходящего глазами собеседника. От того, насколько более сходно мы сможем представить картину восприятия другого участника коммуникации и скорректируем в зависимости от этого свои действия, зависит, насколько мы будем успешны в искусстве коммуникации и, в результате, каких высот мы сможем добиться на жизненном пути.
Более того, приведенная ситуация с начальником-подчиненным отражает все 6 базовых пресуппозиций НЛП.
Карта – не территория (пожалуй, на фундаменте которой строится вся остальная конструкция практической психологии и НЛП в частности): то, как себя вел начальник, совсем не означало его намерение оскорбить или унизить работника.
Не бывает поражений, есть только обратная связь: при негативном варианте поведения работник, поведя себя «неправильно», хоть формально и доказав свою правоту, все таки не добился своей цели по восстановлению справедливости. Какой вывод, поскольку выбранный вариант поведения оказался неверным с позиции реальных интересов работника, ему следует скорректировать его при попадании в схожую ситуацию или в целом поменять свое поведение в отношениях руководством. Сама по себе произошедшая ситуация (сцена конфликта с руководством) не причинила работнику вред, негативный характер, с точки зрения его интересов, имеют именно последствия данной ситуации, которые могут наступить в будущем, но все-таки до момента наступления имеют лишь вероятностный характер. Соответственно, работник, получив обратную связь в виде реакции руководства, имеет все шансы своими действиями как погасить конфликт, так и улучшить свои позиции – важно осознать полученную обратную связь (и правильно подобрать ключ).
Человек не равняется его поведению: как мы уже выяснили, действия начальника помимо того, что не имели намерения действительно оскорбить работника, также отнюдь не являются и доказательством его низости, подлости как человека или подтверждением других негативных черт его характера.
Человек всегда выбирает наиболее оптимальный и приемлемый вариант поведения: начальник действовал исключительно исходя из конкретного контекста сложившейся ситуации, ему было важно сохранить свою репутацию и как следствие репутацию компании в глазах третьих лиц. Работник же в первом сценарии данный контекст не понял.
Мастерство – это эффективно используемая последовательность репрезентативных систем. Каждый из нас получает информацию о внешнем мире посредством одной из трех репрезентативных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической (то есть, через органы зрения, слуха или тактильные ощущения). При развитии второго сценария работник, осознанно наблюдая (визуальная репрезентативная система) за развитием ситуации и оценивая то, что он слышит (аудиальная репрезентативная система), сделал правильный вывод (предположение) о том, как себя следует вести. Отсюда следует, что мастерство коммуникации зависит от (сенсорной) осведомленности о происходящем и выстроенного алгоритма использования своих репрезентативных систем.
Наиболее сильным является более гибкий элемент системы: нами был рассмотрен процесс коммуникации между группой лиц (начальник, подчиненный и некие третьи лица). Поскольку поведение подчиненного во втором (благоприятном) сценарии, будучи гибким, вышло за рамки необходимости защиты его формальной правоты, такое поведение можно сравнить с тактическим маневром, который, в итоге, дал в руки подчиненного лишний рычаг воздействия на систему (компанию, где он работает, в целом и на его начальника, в частности), в том числе для решения своих карьерных вопросов.
Следование данным правилам (шести пресуппозициям) в повседневной жизни способно открыть перед Вами многие двери и перспективы, о которых Вы, возможно, еще даже не догадывались…

Как говорил один человек – путь в 1000 лье начинается с первого шага, поэтому, взяв за правило применение хотя бы одного из приведенных правил и постепенно добавляя к нему остальные, Вы удивитесь насколько более яркой и осознанной станет Ваша жизнь уже через месяц практики, Вы научитесь «видеть» людей, предполагать их дальнейшие шаги и… быть может управлять кем-то из них! ☺

Популярные сообщения