Как попасть на вершину или Пирамида логических уровней. Введение.

Psychology
Представьте себе, что у вас есть Джокер в рукаве, и вы в отличие от большинства окружающих обладаете ресурсом, который кратно повышает шансы на достижение и реализацию любой вашей даже самой безумной цели. Осмелитесь ли вы добавить такой инструмент в свой постоянный арсенал эффективного коммуникатора?
Автор psychologist Mind Breaker, businessman.

Фото by producer Niclav S. (Happy Master). Фотограф Юрий Митропольский

Мы уже касались правил постановки целей в статье «Личная эффективность – от цели до результата» (http://www.ican.group/2017/04/blog-post_21.html). Теперь поговорим об анализе текущей ситуации и учете существующих обстоятельств с точки зрения процесса достижения своей цели на примере пирамиды логических уровней НЛП-тренера с мировой известностью Р. Дилтса.

Наш субъективный жизненный опыт, все то, что мы проживаем в объективной реальности, представляет собой поток информации, получаемой или фиксируемой с помощью наших органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – и кодируется образами одной из трех репрезентативных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух) или кинестетической (обоняние, осязание, вкус). Об особенностях каждой репрезентативной системы мы поговорим чуть позже. Здесь же следует заметить, что вся получаемая нами информация об окружающем мире как в целом, так и об отдельных явлениях или процессах также имеет свою иерархию, зная законы построения которой можно управлять собственной эффективностью или же воздействовать на поведение других людей.

Итак, пирамида логических уровней представляет собой классификацию получаемой нами информации или нашего опыта на 6 уровней (от низшего к высшему):
  1. Окружение – все, что находится вокруг нас, люди, неодушевленные предметы, географические локации, звуковой фон, физические параметры обстановки и т.д.;
  2. Поведение – наши действия, бездействие, поступки, поведенческие реакции;
  3. Способности – то, что мы потенциально имеем возможность сделать, совершить;
  4. Убеждения, ценности – набор внутренних правил, установок или критериев оценки определенной ситуации, определяющий наше поведение в сложившихся обстоятельствах;
  5. Личностное своеобразие – это та роль, которую мы «играем» или стремимся играть в данной конкретной ситуации (роль «ребенка» в отношениях с родителями, роль друга, наставника, тирана, жертвы, всезнайки, бизнесмена и т.д.);
  6. Миссия – некая «сверх цель», ради которой мы что-то делаем или планируем сделать (к примеру, сверх целью вашей финансовой помощи приюту для животных может быть распространение идей гуманизма и/или любви к братьям нашим меньшим в масштабах страны, города, района). Важным аспектом миссии является то, что она реализуется не для себя, а в интересах других.


Пирамида логических уровней часто является одним из мощнейших инструментов достижения поставленных целей, поскольку позволяет оценить объем имеющихся и недостающих для достижения цели ресурсов. Рассмотрим технологию ее использования на примере любого абстрактного желания. Для этого мы должны четко сформулировать нашу цель (задачу, проблему) и поочередно (снизу вверх) пройти все логические уровни, ответив на свойственные каждому уровню вопросы:
  1. Что/кто из моего окружения имеет значение в процессе достижения поставленной цели? Какие ресурсы я могу использовать в процессе (друзья, единомышленники, средства, предметы материального мира, навыки, умения, информация и т.д.)? Что из окружения мне мешает (негативно настроенные родственники)? Чего мне не хватает (времени, денег)? Что в окружении я могу изменить, чтобы добавить необходимый ресурс, исключить негативное влияние (изменить свой круг общения)? – представьте мысленно, что вы как будто изменили то, что пришло вам в голову, прокрутите в сознании потенциальный эффект от таких изменений. Действительно ли данный эффект положительный, если да – вы на верном пути, подумайте, что еще вам стоит изменить, привнести или исключить из вашего окружения. Если представленный вами эффект носит отрицательный характер, верните в своем воображении все как было и повторите процедуру.
    Это называется проверка «экологии системы» или просто – «экологичности». Если отдельный (в том числе привнесенный) элемент находится в непротиворечии с существующей системой – с вашим пониманием того, как должен быть устроен тот или иной процесс с учетом существующей совокупности внутренних убеждений, ценностей и целей, такой элемент является экологичным с точки зрения системы. К примеру, различные старинные философские трактаты могут указывать на необходимость длительных многодневных уединенных медитаций для достижения «просветления». Если вы в своем сознании смоделируете такое поведение в ходе работы со вторым логическим уровнем, то данный элемент для вас может оказаться неэкологичным, поскольку, возможно, не будет учитывать ваше окружение (жизнь в мегаполисе, работу в офисе, наличие друзей и родственников), ценности (семья) и т.д., в связи с чем, скорее всего, будет отвергнут системой как непригодный (конфликтный).
    Возможно, на отдельном уровне для решения конкретной задачи у вас окажется все необходимое для ее достижения и при этом отсутствует то, что нужно исключить или изменить – тогда переходите вышестоящему уровню.
  2. Что в вашем поведении помогает, мешает или нуждается в корректировке с точки зрения поставленной цели? Далее, как и на первом уровне, проигрываем в сознании ситуацию, в которой мы зафиксировали имеющие ресурсы, внесли необходимые изменения – добавили недостающее, исключили лишнее и провели проверку изменений на экологичность.
  3. Инвентаризируем наши способности – что мы умеем, чему следует дополнительно научиться, либо натренироваться.
  4. Какие внутренние убеждения/ценности помогают в достижении поставленной цели, а какие наоборот, от чего следует отказаться, что изменить? Проверяем экологию. 
  5. Идентифицируйте вашу роль в поставленной задаче – описание роли может быть абсолютно любым (хоть «ездок на бочках… друг медведей и гость орлов» - из «Хоббит, или туда и обратно» Д.Р.Р.Толкина), главное – чтобы такое описание несло для вас четкую смысловую нагрузку и четко передавало характер выбранной роли. Подумайте, насколько выбранная роль соответствует поставленной задаче, может быть, она нуждается в корректировке. Экологичность!
  6. И наконец – ради чего большего вы хотите достичь поставленной цели, какова ваша миссия в заданном контексте.

Затем пройдите тот же путь в обратном порядке сверху вниз с учетом тех изменений, которые вы произвели на каждом из уровней. Важно обратить внимание, что высшие уровни управляют низшими, поэтому, начиная обратный путь с миссии (наивысшего логического уровня), произведенные на этом уровне изменения неизбежно затронут содержание каждого из нижестоящих уровней. В связи с этим в процессе обратного прохождения логических уровней важно снова оценить, все ли ресурсы, факторы были учтены при восходящем движении на каждом из уровней или что-то нуждается в корректировке в связи с произошедшими изменениями. Не забывайте о проверке экологичности.

При анализе любой ситуации через призму пирамиды логических уровней чаще всего выявляется конкретный логический уровень, на котором существует «основная» проблема, препятствующая достижению заданной цели. У разных людей проблема может находиться на разных уровнях применительно к сходным ситуациям, поэтому важна именно индивидуальная работа с пирамидой. 

Например, при рассмотрении задачи достижения неких спортивных показателей в отдельном виде спорта основная «проблема» может находится либо на уровне поведения, поскольку спортивные показатели достигаются путем соответствующих тренировок, либо на уровне способностей, поскольку достижение заданных показателей должно находиться в пределах порога потенциальных возможностей человека, либо на любом ином уровне. Для эффективной работы с поставленной задачей после выявления уровня «проблемы» следует сконцентрировать внимание на вышестоящем уровне (как уже было замечено, высшие уровни управляют низшими), поскольку небольшие изменения на вышестоящем уровне влекут значительные перемены на всех нижестоящих. Если выявленная проблема находится на уровне миссии (высший уровень), то, как это ни парадоксально, изменению подлежит уровень окружения (низший уровень).

Важно также помнить, что проблема как таковая есть не всегда, иногда при постановке цели, задачи с помощью пирамиды логических уровней полезно проинвентаризировать имеющиеся ресурсы и наметить направления для дальнейшего приложения усилий – для оптимизации процесса. Не стоит искать кошку, которой на самом деле нет. Учитесь выявлять детали!

И последнее, при работе с пирамидой логических уровней вы создаете эффективную модель действий, направленных на достижение заданной цели. Чтобы перевести получившуюся модель из умозрительной в практическую плоскость и добиться видимого эффекта необходимо сделать последний подготовительный шаг – осуществить подстройку к будущему. Для этого вы должны с максимальной конкретикой представить момент времени (день, час), а также событие(-я), с которым будет связано начало (старт) применения вами полученной модели в реальной жизни. Будьте честны с собой – такой момент должен быть запланирован на объективный, минимальный, близкий срок! Запланировали – сделали!

Популярные сообщения